РОСТ И РАЗВИТИЕ

1.Периоды развития. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обес-
печиваюших правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства

 

1. Внутриутробный период — от момента зачатия до рождения — про-
должается в среднем 270 дней.

Принято   выделять несколько периодов внутриутробного развития.

A. Терминальный,   или   собственно   зародышевый,   период.   Он   начинается от
момента  оплодотворения  яйцеклетки   и   заканчивается   имплантацией образо-
вавшегося  бластоцита   в  слизистую   оболочку  матки.   Его продолжительность
1 неделя.

Б. Период имплантации. Продолжается 40 часов, т. е. около двух суток.

Повреждения зиготы тератогенными факторами в первые две недели по-
сле оплодотворения вызывают гибель зародыша, внематочную беременность,
пороки развития с нарушением оси .

B. Эмбриональный период. Длится по 75-й день внутриутробного развития.
Питание зародыша происходит из зародышевого мешка (амниотрофный тип
питания). Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез
почти всех внутренних органов будущего ребенка.

Поражения зародыша под воздействием тератогенных экзо- и эндогенных
факторов от момента прикрепления его к стенке матки до сформирования
плаценты называются эмбриопатиями. Они проявляются пороками раз-
вития отдельных органов и систем, тератомами, прерыва-
нием беременности.

Г. Фетальный период продолжается с 76-го дня внутриутробного развития
и до рождения. Выделяют ранний фетальный подпериод (с 76-го дня внут-
риутробного развития до конца 28-й недели) и поздний фетальный подпе-
риод (после 28-й недели и до рождения).

Болезни,  возникающие с 76-го дня внутриутробной жизни до рождения,
называются    фетопатиями.    Поражения    плода   могут    вызвать прежде-
временное   прекращение   беременности   с   рождением   маловесного, функци-
онально незрелого ребенка, асфиксию при рождении, метаболические и дру-
гие нарушения адаптации к внеутробной жизни.

Проявлениями фетопатии также являются задержка внутриутробного раз-
вития, врожденные пороки развития, гипоплазии и дисплазии отдельных ор-
ганов и тканей, врожденные болезни, избыточное разрастание соединительной
и других тканей при инфекциях.

Поздний   фетальный   подпериод  переходит в  интранаталъный этап, кото-
рый исчисляется  от времени  появления  регулярных родовых схваток до мо-
мента перевязки   (пережатия)  пуповины  (обычно от 2—4 до   15—18 ч).   В это
время возможно возникновение травм центральной и периферической нервной
системы, нарушения пуповинного кровообращения или дыхания, инфицирова-
ние плода флорой, в том числе патогенной, из родовых путей.

 

2. Период новорожденности  продолжается с рождения до 28-го дня. Это
период адаптации к внеутробной жизни. Выделяют ранний неонаталъный пери-
од (от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток) и поздний неона-
талъный период (с 8-го по 28-й день жизни). Период с 23-й недели внутриут-
робного развития до 7-го дня жизни называется перинатальным.

Период новорожденности характеризуется рядом значительных морфоло-
гических, функциональных и биохимических преобразований и свойств:

 

· Начало легочного дыхания и функционирования малого круга кровооб-

ращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального
протока, овального отверстия, венозного протока, пупочных артерий и вены)
и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга.

 

Начало энтерального  питания.  Активность   пластических   процессов и
быстрая прибавка массы тела обеспечиваются большим функциональным на-
пряжением желудочно-кишечного тракта и характером питания. На смену ге-
матотрофному питанию (через плаценту) и амниотрофному питанию приходит
лактотрофный тип питания (грудное молоко).

Организм ребенка приспосабливается к новым, внеутробным условиям
существования. Функции организма, активно преобразуясь, находятся в состо-
янии неустойчивого равновесия.  Новорожденному ребенку свойственна высо-
кая уязвимость для повреждающих факторов, адаптационные процессы легко
нарушаются.

 

· Пограничные состояния: физиологическая желтуха, транзиторная поте-

ря первоначальной массы тела, половой криз и т. д. (см. раздел 3.1).

 

 

· Незаконченность морфологического строения многих органов и систем.

Процессы торможения преобладают над процессами

возбуждения. Начало выработки первых условно-рефлекторных связей с окру-
жающей средой.

 

Своеобразие специфического и неспецифического иммунитета, которое
трактуется  как транзиторный иммунодефицит.   Гуморальный  иммунитет обес-
печивается   главным  образом  материнскими   IgG,   получаемыми трансплацен-
тарно в последнем триместре беременности. Отсутствие секреторного IgA ком-
пенсируется тем, что в женском молоке содержится его большое количество.
Уровень IgM низкий. Функциональная активность лимфоцитов низкая. Несо-
вершенство завершающей фазы фагоцитоза.   Низкая резистентность по отно-
шению к условно-патогенной, гноеродной, грамотрицательной флоре, некото-
рым вирусам.

Несовершенство терморегуляции.

Заселение организма микрофлорой.
Характерная патология

Состояния, непосредственно связанные с актом родов: кардиореспира-
торная депрессия, асфиксия, синдром дыхательных расстройств, кровоизлия-
ния в различные органы, родовые травмы, гемолитическая болезнь и др.

Инфекции   врожденные   и   приобретенные:   внутриутробные инфекции,
заболевания пупка и пупочной ранки, поражения кожи, кишечника, дыхатель-
ных путей, сепсис. Склонность к генерализации инфекции, эволюции в шоко-
вое состояние.

Недоношенность.

 

· Уродства, дефекты развития.

3. Грудной возраст продолжается с 29-го дня после рождения до конца

1-го года жизни.

 

Для   грудного   возраста характерно:

 

· Тесный контакт ребенка с матерью. Мать кормит своим молоком ре-

бенка.

 

 

· Высокий темп роста, морфологического и функционального совершен-

ствования всех органов и систем. В течение первого года жизни длина тела
новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается.

 

 

· Высокий темп роста обеспечивается  интенсивным  обменом веществ и

преобладанием   анаболических   процессов,   чем   объясняется   высокая потреб-
ность в основных питательных веществах и калориях. Относительная энерге-
тическая  потребность детей  этого   возраста  в  3  раза  превышает потребность
взрослого человека.

 

 

· Совершенствуются морфологическая структура и функции нервной сис-

темы ребенка. По мере дифференцирования ЦHC быстрым темпом происходит
нервно-психическое развитие ребенка. Рано, с первых недель жизни, формиру-
ются условные рефлексы (1-я сигнальная система). Быстрыми темпами проис-
ходит развитие двигательных умений, формируются сложные локомоторные
акты (функция кисти, самостоятельная ходьба). К концу года — развитие речи
(2-я сигнальная система).

 

 

· После 3—4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацентарно приобре-

тенный иммунитет, а формирование собственных систем иммунитета происхо-
дит   сравнительно  медленно.   Однако  отсутствие тесного  контакта с другими

 

детьми объясняет относительно редкую заболеваемость вирусными детскими
инфекциями (корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха  и др.).
Характерная патология

* Несбалансированное питание может быть причиной задержки физиче-
ского, нервно-психического и интеллектуального развития. В условиях интен-
сивного роста неадекватное потребностям растушего организма питание может
приводить к развитию дефицитных состояний (рахит, анемия, дистрофия).

 

· Аномалии конституции (экссудативно-катаральный и лимфатико-гипо-

пластический диатезы).

 

* Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к
обшей ответной реакции на любое воздействие — при инфекционных заболе-
ваниях могут развиваться судороги, менингеальные явления, токсикоз, обезвожи-
вание. Организм чувствителен к гноеродным микробам и особенно к возбудите-
лям кишечных инфекций

* Анатомо-физиологические особенности органов дыхания: узость дыха-
тельных путей, незрелость ацинусов и другие способствуют возникновению
бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью.

 

· Атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш), не оставляя

и м мунитета.

 

 

· Высока частота синдрома внезапной смерти.

4. Период раннего детства (с 1 года до 3 лет). Детям этой возрастной

группы   присущи   следующие герты:

 

 

· Стремительно совершенствуются двигательные навыки, происходит раз-

витие интеллектуальной сферы, развитие речи.

 

 

· Сохраняется высокий темп роста и развития, хотя он ниже, чем на пер-

вом году жизни.

 

 

· Характерна ббльшая степень зрелости функциональных систем.

• Стремительно расширяются контакты с другими детьми на фоне собст-

венного формирующегося и пока несовершенного иммунитета. Повышена чув-
ствительность к неблагоприятным влияниям внешней среды.

 

 

· Постепенно меняется характер питания: расширяется ассортимент про-

дуктов, «кусочковое» питание, совершенствуются навыки самостоятельной
еды. Важное значение имеет выработка гигиенических навыков.

 

Характерная  патология

Широко распространена инфекционная патология: детские инфекции
(ветряная оспа, скарлатина, корь, коклюш), О РВИ и др.

Высокий травматизм, в том числе аспирация инородных тел, случайные
отравления.

 

· Склонность к гиперплазии лимфоидной ткани, проявления лимфатико-

гипопластического и нейроартритического диатеза.

 

 

· Дебют большей части аллергических заболеваний.

5. 1-й период детства (дошкольный возраст) (от 3 до 7 лет).

Функциональные особенности

 

 

· Несколько ослабевает интенсивность обмена энергии, что проявляется в

постепенном снижении основного обмена и напряженности  процессов роста.

 

 

· Интенсивное развитие интеллекта, физической силы, ловкости, услож-

няется игровая деятельность, улучшается  память.   Ребенок легко запоминает

 

стихи, пересказывает рассказы, усваивает иностранный язык, развиваются тон-
кие двигательные навыки.

Совершенствуется речь. В 5 лет словарный запас составляет 2500 слов,
ребенок начинает  логически мыслить, делать обобщения.

 

· Появляются половые различия в поведении и играх мальчиков и дево-

чек. Возрастает потребность в общении с другими детьми. Подражание как хо-
рошему, так и плохому.

 

 

· В 5—6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные.

• Иммунная защита уже достигает известной зрелости. Снижается склон-

ность к генерализации процесса и токсическим реакциям, отчего клиническая
картина многих заболеваний приобретает характер болезней взрослых.

 

 

· Ребенок готовится к поступлению в школу.

Ха р а кт ерн а я      пат о лог и я

 

Острые инфекционные заболевания, однако они протекают легче, чем
у более младших детей, и дают меньше осложнений.

Высока частота атопических, паразитарных, иммунокомплексных забо-
леваний. Формируются многие хронические заболевания полигенной природы.

Болезни органов дыхания, в том числе аллергической природы.

 

· Высокий травматизм в этом возрасте — основная причина смертности.

6. 2-й  период детства   (младший  школьный   возраст)   (девочки   7—

 

11 лет, мальчики 7-12 лет).

Функциональные особенности

Продолжается совершенствование функций организма ребенка.

 

· Происходит замена молочных зубов на постоянные.

Имеются четкие половые различия между мальчиками и девочками по

типу роста, созревания, телосложения.

 

 

· Быстро развивается интеллект, улучшается память. Развиваются слож-

нейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно
письмо.

 

 

· Ребенок начинает посещать школу.

Характерная патология

Нарушения осанки.
Нарушения зрения.

 

 

· Кариес зубов.

• Сохраняется высокая инфекционная заболеваемость, а также заболевае-

мость желудочно-кишечными, сердечными и аллергическими заболеваниями.

 

 

· Увеличивается число детей с ожирением.

Основной причиной смертности остается травматизм.

 

7. Старший школьный возраст (девочки с 12 лет, мальчики с 13 лет).
Для  этого периода характерно:

 

· Завершение    созревания    всех    морфологических    и функциональных

структур.

 

Выраженная  перестройка эндокринной  системы,  интенсивное половое
созревание,  становление  репродуктивной   системы   и   сексуального поведения
индивидуума. Подростковая гиперсексуальность.

 

· Скачок  роста,   сочетающийся   с   энергичной   нейроэндокринной пере-

стройкой и интенсификацией деятельности всех функциональных систем.

 

 

* Формированис   психохарактерологических   особенностей

Отклонения   в   состоянии   здоровья,    свойственные   этому возрастно-
му периоду

* Нарушения физического и полового развития. Проблема репродуктив-
ного здоровья.

Нестабильность гормональной, нейрогенной и вегетативной регуляции
деятельности   внутренних  органов,   приводящая   к их  функциональным рас-
стройствам, в том числе к нейроциркуляторной дисфункции, диффузному не-
токсическому зобу, гипо- и гипертоническим состояниям.

* Заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвен-
ная болезнь).

 

* Нарушения питания (тучность).

 

 

На заболеваемость детей влияет состояние иммунной системы в различные периоды развития. Наряду с критическими периодами беременности, в процессе роста ребёнка существуют 5 критических периодов развития и иммунологической активности. 

I период новорожденности. 
Дети рождаются незащищёнными от любой инфекции. Синтез собственных антител начинается с 10 недели жизни ребёнка. Дети рождаются с материнскими иммуноглобулинами, которые защищают ребёнка от инфекций. Но это касается здоровых новорождённых детей, находящихся на грудном вскармливании. Незащищенными от инфекций остаются дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Делайте выводы, мамы! 

II критический период – от 4 до 6 месяцев жизни. Если новорождённые дети практически не болеют инфекционными заболеваниями в силу наличия у них пассивного материнского иммунитета, то в период с 4 до 6 месяцев происходит ослабление иммунитета в связи с разрушением материнских антител. Анализируя заболеваемость детей этого периода можно отметить повышение бронхо-легочной заболеваемости – ОРВИ, бронхиты, а также острые гастроэнтериты. Можно посоветовать очень аккуратно вводить прикорм и не торопиться нагружать пищеварительную систему ребенка большим количеством новых продуктов. Всё хорошо постепенно. Контролируйте с врачом-педитром уровень гемоглобина и защищайте ребенка от простуды. 

III критический период – второй год жизни. Система местного иммунитета остается неразвитой. В этот период регистрируются частые инфекции. Большая часть детей ещё не готова к детским дошкольным учреждениям. Поэтому возастает роль мамы в закаливании и тренировке физической активности ребенка. Нужно внимательно и ответственно соблюдать режим сна, активных игр и спокойных занятий с малышом. Это позволит укрепить здоровье к детсадовскому периоду жизни. 

IV критический период – период дошкольного возраста – 6-7 лет. В этот период меняется содержание форменных элементов крови, когда резко уменьшается количество лимфоцитов, и увеличивается количество нейтрофилов. Средняя концентрация иммуноглобулинов IgM и IgG соответствует уровню взрослого человека. Впервые в крови можно определить иммуноглобулины IgE. Для данного периода характерны всевозможные аллергии и проявления поздних иммунодефицитных состояний. Это проявляется частыми инфекциями, потребностью в антибиотикотерапии, отставанием в росте и массе тела и в физическом развитии. В формировании вегето-сосудистых нарушений нельзя исключить влияние фактора компьютеризации. Формирование патологии глаза отмечается в дошкольном и раннем школьном возрасте, когда отмечается чрезмерно большая нагрузка при физиологической слабости мышц и связочного аппарата глаз. Советуем больше читать ребенку книг и заниматься с ним без участия компьютера. Так вы позволите правильно сформироваться глазным мышцам и избавите в дальнейшем его от очков. 

V критический период
 – подростковый возраст. Для этого периода характерны: 
- Возрастной скачок роста в сочетании с уменьшением массы лимфоидных органов и повышение чувствительности к грибковым инфекциям. 
- Секреция половых гормонов и снижение числа иммуноглобулинов IgE. 
- Начало воздействия таких вредных факторов, как курение, алкоголизм.

 

 

2. Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации

Развития. Факторы их определяющие.

Под физическим    развитием    понимается  динамический процесс изме-
нений   морфологических    и    функциональных    признаков    организма, обусловленных
наследственными    факторами    и    конкретными   условиями    внешней   среды. Уро-
вень физического развития и его темпы определяются социально-экономиче-
скими условиями, питанием, заболеваемостью и другими факторами.

Под термином рост подразумевают количественное изменение размеров
тела и его частей.

Процессы роста подчиняются определенным законам и закономер-
ностям.

1. Замедление скорости роста с возрастом.    Скорость роста наиболее вы-
сока во внутриутробном периоде, особенно с 8-й по 25-ю неделю гестации.
С 34-й недели гестационного периода замедление роста идет на фоне сущест-
венного нарастания массы тела. К рождению малые прибавки в росте и массе
тела объясняются феноменом «объемного торможения» вследствие ограничен-
ного объема полости матки. В постнатальном периоде наивысшие темпы роста
свойственны первым месяцам жизни. Чем моложе ребенок, тем интенсивнее
протекают его рост и развитие. Но уже в первые два года жизни хорошо про-
слеживается торможение энергии роста.

2. Неравномерность скорости роста. Проявляется в ускорении роста у де-
тей через 2—3 недели после рождения и в период так называемого скачка
роста (после 11—12 лет). У некоторых детей отмечается так называемый полу-
ростовой скачок в возрасте от 5 до 8 лет. Кроме того, отмечаются сезонные
колебания скорости роста: весной и летом рост ускоряется, а нарастание мас-
сы тела замедляется, осенью увеличивается прирост массы тела при более
медленном увеличении длины,  зимой длина  и  масса тела  растут примерно

одинаково. Имеется также суточная периодика роста с преобладанием в ноч-
ные часы.

3. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в це-
лом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину. Поэто-
му периоды «вытягивания» (рост в длину) сменяются периодами «округле-
ния».

4. Краниокаудальный градиент роста. После рождения дистальные сегмен-
ты тела растут с большей скоростью, чем проксимальные. В течение всего
постнатального развития стопа вырастает больше, чем голень; голень — отно-
сительно больше, чем бедро, и т. д. Меньше всего относительный прирост
длины шеи и высоты головы. Благодаря наличию градиента роста у ребенка с
возрастом происходит изменение пропорций тела. Только в периоде полового
созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних
конечностей.

5. Половая специфичностъ роста. Мальчики растут быстрее девочек. Ис-
ключением является лишь короткий период второго вытягивания, который
наступает у девочек раньше, и они обгоняют мальчиков по росту, однако к
13—14 годам мальчики вновь обгоняют девочек и по длине, и по массе тела.
Другая половая особенность физического развития детей и подростков — ско-
рость созревания скелета — после 2—3 лет у девочек становится более значи-
тельной, чем у мальчиков. Это является отражением более быстрого биологи-
ческого развития девочек, которое характерно для всех органов и систем.

6. Асимметрия роста. При сложившейся право- или   леворукости отмеча-
ется преобладание ростовых сдвигов и их некоторое опережение на стороне
доминирующей ручной активности.

7.  В случаях снижения темпов роста под воздействием различных небла-
гоприятных экзо- и эндогенных факторов в последующем (по окончании их
влияния)   возможно так называемое канализирование скорости роста (гомеоре-
зис), за счет чего компенсируется образовавшийся дефицит. Гомеорезис прояв-
ляется, например, в том, что недоношенные дети по показателям развития
обычно догоняют своих сверстников к 2—3   годам (ускоренный, или компен-
саторный, рост).

 

 

явления акселерации, т. е. ускорения роста и развития детей на-
чиная с внутриутробного развития. Акселерация выражается в ускорении про-
цесса  роста,   больших показателях физического  развития,   в  более раннем
зарастании родничков, прорезывании зубов и более ранней смене молочных
зубов на постоянные. В школьном возрасте, помимо размеров тела, акселера-
ция проявляется в ускорении процессов оссификации скелета, более раннем
половом созревании. Этот процесс считается результатом сложного взаимо-
действия экзо- и эндогенных факторов, как наследственных, так и внешнесре-
довых, ускоряющих рост и стимулирующих развитие. Последствиями акселе-
рации развития являются своеобразие физического статуса и изменения состо-
яния здоровья взрослого человека, причем далеко не всегда положительные.
Нельзя исключить связь с акселерацией  повышения общей заболеваемости
О РВИ, гипертонии, высокой распространенности кариеса зубов и т.д.

Основные теории, объясняющие причины акселерации

1. Физико-химические:

— гелиогенная (влияние солнечной радиации);

— радиоволновая, магнитная (влияние магнитного поля);

— космическая радиация;

— повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом произ-
водства.

2. Теории   отдельных   факторов жизни:

— алиментарная;

— нутритивная;

— повышенной информации.

3. Генетигеские:

— циклические биологические изменения;

— гетерозис (смешение популяций).

4. Теории   комплекса   факторов условий жизни:

— урбаническое влияние;

— комплекс социально-биологических факторов.

Однако в последнее десятилетие проявления акселерации уменьшились, и
в настоящее время появился термин «децелерация», характеризующий замед-
ление темпов развития.

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических фунций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.

 

 

 

3. Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и спо-
собы оценки физического развития.

 

Под физическим    развитием    понимается  динамический процесс изме-
нений   морфологических    и    функциональных    признаков    организма, обусловленных
наследственными    факторами    и    конкретными   условиями    внешней   среды. Уро-
вень физического развития и его темпы определяются социально-экономиче-
скими условиями, питанием, заболеваемостью и другими факторами.

 

Генетические факторы роста. Нормальный внутриутробный и постна-
тальный рост детерминирован генетически. Он подчинен закономерностям
мультифакториального наследования: множество генов (предполагается, что
их более 100) регулируют синтез факторов и гормонов роста, их транспорт-
ных белков, чувствительность клеточных рецепторов к стимуляторам или тор-
мозящим рост факторам и т. д., определяя скорость и предел роста человека.
Наследственные факторы определяют главным образом темп, возможный пре-
дел роста ребенка и некоторые конечные особенности телосложения при оп-
тимальных условиях окружающей среды.

 

Гормональные   факторы роста   организма.   Ведущую   роль   в процессах
регуляции роста и развития   играет соматотропный гормон (СТГ). Другие гор-
моны (тиреоидные гормоны, инсулин, половые гормоны) эффективны лишь в
присутствии СТГ и модулируют его действие на рост.

Рост эмбриона и плода мало зависит от собственных гормональных влия-
ний. Основное влияние на внутриутробный рост оказывают маточный крово-
ток, плацентарная перфузия, материнские гормоны: хорионический сомато-
маммотропин. хорионический гонадотропин, плацентарный лактоген. Хотя
секреция СТГ начинается после 7-й недели внутриутробного развития и к мо-
менту рождения его уровень в 30—40 раз выше, чем у матери, его роль в ре-
гуляции внутриутробного роста невысока. Это связано с незрелостью рецепто-
ров к нему.

В постнаталъном периоде в  первый  год жизни секреция  СТГ сохраняется
на высоком уровне, что обеспечивает максимальную скорость роста в этом пе-
риоде. У маленьких детей в обеспечении высокой скорости роста большое зна-
чение имеют тиреоидные гормоны.

В допубертатном возрасте скорость роста замедляется и СТГ остается поч-
ти единственным ростовым фактором, однако ростовой скачок в 5—7-летнем
возрасте связан с дополнительным влиянием андрогенов надпочечников, уро-
вень которых в этот период заметно повышается.

В пубертатном возрасте скорость роста возрастает, что связано с повыше-
нием среднесуточной концентрации СТГ примерно в 3 раза под влиянием по-
ловых гормонов.

Другие гормоны, обладающие ростовым и анаболическим эффектом (ти-
реоидные   гормоны,   кальцийрегулируюшие   гормоны,   инсулин), проявляют
свои эффекты лишь в присутствии СТГ.

Под влиянием соматотропного гормона в печени, почках и других тканях
синтезируются белки: соматомедин С, или инсулиноподобный фактор рос-
та - 1  (ИРФ-1) и инсулиноподобный фактор роста - 2 (ИРФ-2).

И РФ- I у детей стимулирует рост длинных трубчатых костей и, в меньшей
степени, губчатых костей, одонтогенез, пролиферацию фибробластов, хондро-
цитов. клеток — предшественников эритропоэза, Т-лимфоцитов и т. д. У взрос-
лых он преимущественно влияет на ремоделирование костей и потенцирует
функцию многих тканей (коры надпочечников, клеток эпидермиса, щитовид-
ной железы и др.). СТГ стимулирует липолиз, ИРФ-1 — поглощение глюкозы
клетками печени, ИРФ-2 стимулирует синтез гликогена.

Контроль секреции СТГ осуществляется рядом гипоталамических факто-
ров: соматолиберин (рилизинг-фактор гормона роста) стимулирует синтез и
секрецию СТГ и определяет амплитуду секреторного выброса; соматостатин
модулирует время возникновения секреторного выброса; «секретогоны гормо-
на роста» стимулируют биосинтез и секрецию СТГ-рилизинг гормона и СТГ.

На секрецию СТГ влияют: сон - максимальный уровень СТГ определяется
в стадии медленноволнового глубокого сна; аминокислоты (в большей степе-
ни — аргинин, орнитин); подавляют секрецию СТГ глюкоза, свободные жир-
ные кислоты.

Средовые    факторы

 

· Алиментарный фактор.  Белковая и калорийная недостаточность, дефи-

цит витаминов, аминокислот, других нутриентов (цинк, йод и т. д.) могут на-
рушать процессы роста.

 

 

· Адекватные   эмоциональные   нагрузки,   достаточный   сон, организация

правильного   ухода   за   ребенком   способствуют   нормальному   его развитию,
в том числе и физическому.

 

Острые   и   хронические  заболевания   могут  отрицательно  сказаться на
процессах роста и развития.

Влияние различных климато-географических условий. 

 

 

Для оценки физического развития детей используются соматоскопические,
соматометрические   (антропометрические),   физиометрические (функциональ-
ные) показатели.

При соматоскопии оценивают степень развития жирового, мышечного и
костного компонентов, форму грудной клетки, верхних и нижних конечностей,
величины эпигастрального угла. Стоматоскопически оценивают тип соматиче-
ской конституции (см. гл. 2), пропорциональность телосложения. С возрастом
пропорции тела меняются. После рождения дистальные сегменты тела растут с
большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними и про-
ксимальными сегментами. Конечности растут у детей быстрее туловища, но
чем младше ребенок, тем короче у него ноги в общем соотношении с длиной
тела (рис. 1.2). Длина нижних конечностей возрастает примерно в 5 раз за
весь период роста ребенка, верхних — в 4 раза, туловища — в 3 раза, а высота

головы в 2 раза. Средняя точка по длине у новорожденного располагается
приблизительно на уровне пупка, тогда как у взрослых - в области лонного
сочленения. Высота головы у новорожденного составляет примерно 1/4 обшей
длины тела, а у взрослого — 1/8. Длина туловища во все периоды развития
составляет около 40% от общей длины тела. Наиболее динамичны по измене-
ниям два сегмента — верхнее лицо (от верхушечной точки до нижней носовой
точки) и длина ноги, но сумма этих сегментов для всех возрастов одинакова и
составляет около 60% длины тела, из них у новорожденного на верхнее лицо
приходится 20% и на ноги - 40%. С возрастом высота верхнего лица умень-
шается (в процентном соотношении), а длина ноги увеличивается.

Из   соматометрических  показателей  чаще   всего   используют  три основ-
ных - длина тела, масса тела и окружность грудной клетки. У детей раннего
возраста важное   значение придают показателям окружности головы, отмеча-
ют также размеры родничков, число зубов. Измерения толщины кожных скла-
док (калиперометрия), прежде всего над трицепсом, бицепсом, под лопаткой,
нал гребнем повздошной кости, могут быть полезны в оценке количества жира
в организме. Для этого используют специальные таблицы, номограммы и фор-
мулы,  позволяющие по сумме толщины кожных складок достаточно точно
рассчитать общее содержание жира и активную (обезжиренную) массу тела.

При физиометрической оценке обычно ограничиваются определением
жизненной емкости легких и динамометрией.

Оценка физического развития должна производиться на основании всех
полученных данных на момент осмотра, но также важно знание о возрастной
динамике антропометрических показателей.

Нормальные темпы физического развития детей являются одним из важ-
нейших критериев здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Биологический возраст. Показатели биологической зрелости детей в различные воз-

растные периоды. Клиническое значение.

 

Поскольку в темпе развития детского организма возможны значительные
индивидуальные различия, возможно и несоответствие между так называемым
календарным и биологическим возрастом.

Биологический возраст — … Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz