9. Функции головного мозга

и возможные нарушения

этих функций

К высшим мозговым функциям относятся речь, гно/

зис и праксис.

Речевая функция тесно связана с функциями пись/

ма и чтения. В их осуществлении принимает участие

несколько анализаторов, таких как зрительный, слухо/

вой, двигательный и кинестетический. Для правиль/

ного выполнения функции речи необходима сохран/

ность иннервации мышц, в первую очередь языка,

гортани, мягкого неба. Также существенную роль

играет сохранность и состояние придаточных пазух

и самой ротовой полости, так как они выполняют ре/

зонаторную функцию при речеобразовании.

Дизартрия — нарушение артикуляции речи. Возни/

кает при расстройстве иннервации речевого аппара/

та. Это может быть паралич или парез речевого аппа/

рата, поражение мозжечка или стриопаллидарной

системы.

Дислалия — неправильное произношение звуков

при речи.

Алалия — задержка речевого развития. В норме ре/

бенок начинает говорить к 1—1,5 годам. Иногда ала/

лия возникает в связи со слабоумием, при котором

ребенок отстает также в психическом развитии.

Нарушения речи на корковом уровне представляют

собой агнозии и апраксии. Различают два вида речи:

сенсорную и моторную. Если нарушается моторная

речь, то возникает речевая апраксия. Если нарушает/

ся сенсорная речь, то развивается речевая агнозия.

Гнозис — узнавание, благодаря которому человек

ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса

человек узнает величину и форму предметов, их

пространственное соотношение. Расстройства

гнозиса возникают при нарушении интерпретации по/

ступающих импульсов, а также при нарушении сличе/

ния полученных данных с теми образами, которые

хранятся в памяти. Расстройства гнозиса носят назва/

ние агнозий. Они характеризуются потерей ощущения

«знакомости» окружающих предметов и всего мира.

Агнозия может быть тотальной. При этом отмечает/

ся полная дезориентировка в пространстве. Агнозии

могут быть зрительными, сенситивными, вкусовыми

и обонятельными. Зрительная агнозия развивается

в результате поражения затылочных отделов коры го/

ловного мозга, характеризуется нарушением узнава/

ния предметов, которые больной видит. Слуховые аг/

нозии развиваются в результате поражения коры

в области извилины Гешля. Они характеризуются на/

рушением узнавания звуков, которые являются ран/

нее знакомыми. Сенситивные агнозии характеризу/

ются расстройством узнавания тактильных, болевых,

температурных и проприоцептивных образов.

Праксис — целенаправленное действие. В процес/

се своей жизни человек усваивает множество движе/

ний, которые осуществляются за счет образования

специальных связей в коре головного мозга. При по/

ражении данных связей способность к выполнению

каких/то действий нарушается или полностью утрачи/

вается, т. е. формируются апраксии, при которых от/

сутствуют параличи и парезы, мышечный тонус также

не нарушен, сохраняются элементарные двигатель/

ные акты. Апраксия развивается при локализации па/

тологического очага в теменно/затылочно/височной

области доминантного полушария головного мозга,

хотя страдают обе половины тела.

 

Конструктор сайтов - uCoz