9. Функции головного мозга и возможные нарушения этих функций К высшим мозговым функциям относятся речь, гно/ зис и праксис. Речевая функция тесно связана с функциями пись/ ма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный, слухо/ вой, двигательный и кинестетический. Для правиль/ ного выполнения функции речи необходима сохран/ ность иннервации мышц, в первую очередь языка, гортани, мягкого неба. Также существенную роль играет сохранность и состояние придаточных пазух и самой ротовой полости, так как они выполняют ре/ зонаторную функцию при речеобразовании. Дизартрия — нарушение артикуляции речи. Возни/ кает при расстройстве иннервации речевого аппара/ та. Это может быть паралич или парез речевого аппа/ рата, поражение мозжечка или стриопаллидарной системы. Дислалия — неправильное произношение звуков при речи. Алалия — задержка речевого развития. В норме ре/ бенок начинает говорить к 1—1,5 годам. Иногда ала/ лия возникает в связи со слабоумием, при котором ребенок отстает также в психическом развитии. Нарушения речи на корковом уровне представляют собой агнозии и апраксии. Различают два вида речи: сенсорную и моторную. Если нарушается моторная речь, то возникает речевая апраксия. Если нарушает/ ся сенсорная речь, то развивается речевая агнозия. Гнозис — узнавание, благодаря которому человек ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса человек узнает величину и форму предметов, их пространственное соотношение. Расстройства гнозиса возникают при нарушении интерпретации по/ ступающих импульсов, а также при нарушении сличе/ ния полученных данных с теми образами, которые хранятся в памяти. Расстройства гнозиса носят назва/ ние агнозий. Они характеризуются потерей ощущения «знакомости» окружающих предметов и всего мира. Агнозия может быть тотальной. При этом отмечает/ ся полная дезориентировка в пространстве. Агнозии могут быть зрительными, сенситивными, вкусовыми и обонятельными. Зрительная агнозия развивается в результате поражения затылочных отделов коры го/ ловного мозга, характеризуется нарушением узнава/ ния предметов, которые больной видит. Слуховые аг/ нозии развиваются в результате поражения коры в области извилины Гешля. Они характеризуются на/ рушением узнавания звуков, которые являются ран/ нее знакомыми. Сенситивные агнозии характеризу/ ются расстройством узнавания тактильных, болевых, температурных и проприоцептивных образов. Праксис — целенаправленное действие. В процес/ се своей жизни человек усваивает множество движе/ ний, которые осуществляются за счет образования специальных связей в коре головного мозга. При по/ ражении данных связей способность к выполнению каких/то действий нарушается или полностью утрачи/ вается, т. е. формируются апраксии, при которых от/ сутствуют параличи и парезы, мышечный тонус также не нарушен, сохраняются элементарные двигатель/ ные акты. Апраксия развивается при локализации па/ тологического очага в теменно/затылочно/височной области доминантного полушария головного мозга, хотя страдают обе половины тела.
|