2. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение акселерации. Для организма детей и подростков характерны рост и развитие. Рост - это количественное изменение массы, величины клеток, органов и всего организма. Развитие - это качественное изменение морфологической дифференци-ровки тканей, их функциональное совершенствование. Рост и диффереицировка идут неравномерно (то рост опережает диффе-ренцировку, то диффереицировка идет быстрее роста). В растущем организме преобладают процессы ассимиляции. Причем чем меньше возраст, тем активнее процессы ассимиляции. Развитие детей и подростков принято делить на несколько этапов, характеризующихся своими особенностями (деление дается согласно лекционному материалу) : 1) Предцошкольный (от рождения до 3 лет) 2) Дошкольный (3-7 лет) 3) Школьный а) младший (7-10 лет) б) средний (11-14 лет) в) старший (15-18 лет) Преддошкольный период (до 3 лет) характеризуется очень быстрым ростом и развитием. Рост, масса, окружность головы, конечностей очень быстро меняются до 1 года. К 1 году масса утраивается, достигая в среднем 11 кг. Рост в среднем увеличивается на 15 см (например с 53 см до 78 см). В период от 1 года до 3 лет темп роста и развития уменьшается. Изменение массы составляет примерно 4-6 кг в год, а увеличение роста примерно 8-10 см в год. В дошкольном периоде (3-7 лет) размеры тела увеличиваются равномерно. Увеличение массы составляет в среднем 2 кг в год, а роста - 5-8 см в год. Для младшего школьного возраста (7-10 лет) характерно среднее увеличение массы на 2-3 кг в год, а изменение роста составляет 4-5 см в год. В среднем школьном возрасте - в период с 11 до 14 лет (подростковый возраст) наблюдается резкий эндокринный скачок, связанный с половым созреванием, в результате чего наблюдается быстрый рост, происходит четкая диффереицировка тканей. В этот период увеличение роста составляет 4-8 см в год, массы тела - 3-5 кг в год. В 15-18 лет (старший школьный возраст) происходит завершение полового созревания. Наблюдается очень незначительная годовая прибавка в весе и росте. Биологический и паспортный возраст. Среди детей одного возраста особенно в 11-14 лет могут наблюдаться существенные различия в развитии организма. Таким образом, просто возраст ребенка не может объективно отражать степень его развития, поэтому кроме понятия паспортного возраста было введено понятие биологического возраста. Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате. Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития). Биологический возраст может не соответствовать паспортному. Критерии установления биологического возраста : 1) Время окостенения скелета 2) Время прорезывания и смены зубов 3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности) 4) Вторичные половые признаки Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет. Считается, что биологический возраст соответствует паспортному если 1) Длина тела не меньше средней стандартной величины 2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см 3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5. 4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме. Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не соответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основными признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте - вторичные половые признаки и годовая прибавка в росте. Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опережение не превышает 2 года, это нормально. Акселерация. Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма: 1) Ранняя смена зубов 2) Раннее половое созревание 3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад. Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это - тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса. Акселерация - часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания. Причины акселерации : Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации. 1) Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнечной радиации. 2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселерация наблюдалась и раньше. 3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а следовательно ускорение роста. 4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших городах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздражают нервную'систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается. 5) Генетическая теория. Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует. Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.
|