9. Функции головного мозга
и возможные нарушения
этих функций
К высшим мозговым функциям относятся речь, гно/
зис и праксис.
Речевая функция тесно связана с функциями пись/
ма и чтения. В их осуществлении принимает участие
несколько анализаторов, таких как зрительный, слухо/
вой, двигательный и кинестетический. Для правиль/
ного выполнения функции речи необходима сохран/
ность иннервации мышц, в первую очередь языка,
гортани, мягкого неба. Также существенную роль
играет сохранность и состояние придаточных пазух
и самой ротовой полости, так как они выполняют ре/
зонаторную функцию при речеобразовании.
Дизартрия — нарушение артикуляции речи. Возни/
кает при расстройстве иннервации речевого аппара/
та. Это может быть паралич или парез речевого аппа/
рата, поражение мозжечка или стриопаллидарной
системы.
Дислалия — неправильное произношение звуков
при речи.
Алалия — задержка речевого развития. В норме ре/
бенок начинает говорить к 1—1,5 годам. Иногда ала/
лия возникает в связи со слабоумием, при котором
ребенок отстает также в психическом развитии.
Нарушения речи на корковом уровне представляют
собой агнозии и апраксии. Различают два вида речи:
сенсорную и моторную. Если нарушается моторная
речь, то возникает речевая апраксия. Если нарушает/
ся сенсорная речь, то развивается речевая агнозия.
Гнозис — узнавание, благодаря которому человек
ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса
человек узнает величину и форму предметов, их
пространственное соотношение. Расстройства
гнозиса возникают при нарушении интерпретации по/
ступающих импульсов, а также при нарушении сличе/
ния полученных данных с теми образами, которые
хранятся в памяти. Расстройства гнозиса носят назва/
ние агнозий. Они характеризуются потерей ощущения
«знакомости» окружающих предметов и всего мира.
Агнозия может быть тотальной. При этом отмечает/
ся полная дезориентировка в пространстве. Агнозии
могут быть зрительными, сенситивными, вкусовыми
и обонятельными. Зрительная агнозия развивается
в результате поражения затылочных отделов коры го/
ловного мозга, характеризуется нарушением узнава/
ния предметов, которые больной видит. Слуховые аг/
нозии развиваются в результате поражения коры
в области извилины Гешля. Они характеризуются на/
рушением узнавания звуков, которые являются ран/
нее знакомыми. Сенситивные агнозии характеризу/
ются расстройством узнавания тактильных, болевых,
температурных и проприоцептивных образов.
Праксис — целенаправленное действие. В процес/
се своей жизни человек усваивает множество движе/
ний, которые осуществляются за счет образования
специальных связей в коре головного мозга. При по/
ражении данных связей способность к выполнению
каких/то действий нарушается или полностью утрачи/
вается, т. е. формируются апраксии, при которых от/
сутствуют параличи и парезы, мышечный тонус также
не нарушен, сохраняются элементарные двигатель/
ные акты. Апраксия развивается при локализации па/
тологического очага в теменно/затылочно/височной
области доминантного полушария головного мозга,
хотя страдают обе половины тела.